Игра – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складываются характер.
Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания.
Для детей игра – это труд, требующих настоящих усилий, настоящих человеческих качеств. Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.
Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минуты, но , если это игра «Море волнуется», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 3 минуты.
Игра – это школа морали и действий. Можно сколь угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с направленными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению.
Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь скоро улетучиться и, наоборот, - для друзей, оказавшимися игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
Игра помогает детям почувствовать себя сильными, ловкими, умными, большими. В игре можно стать врачом, учителем, рабочим, шофером, космонавтом, артиллеристом, художником или певцом. Все роли (поэтому такие игры называются ролевыми) дети стараются выполнять как можно более правдиво, повторяя подмеченные у взрослых действия.
Кроме ролевых и режиссерских игр для детей важны и дидактические игры – обучающие. Все обучающие игры имеют игровой сюжет, ряд игровых действий и обязательно правила. Правила дидактической игры устанавливаются не детьми как в ролевых и режиссерских играх, а взрослыми.
Правила игры имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой.
Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.
Дисциплинирующие правила формируют игровые отношения и реальные отношения между детьми. Они должны быть направлены на воспитание положительных качеств: доброжелательность, дружелюбие, вежливость, уступчивость и внимание к окружающим.
Играя в дидактические игры, нужно ставить детей в такие условия, при которых они получат радость от выполнения правил.
К играм с правилами относятся также любимые детьми подвижные игры. Это замечательные игры, развивающие у детей ловкость, быстроту, находчивость, ритмичность движений, музыкальность.
Играми нового типа являются развивающие игры. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок должен решать с помощью кубиков, квадратов, карточек, картинок и т.п.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, рисунка и т.п.
Задачи расположены в порядке возрастания сложности.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей, от доступных до непосильных.
Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и создают атмосферу свободного и радостного творчества. При этом разные развивающие игры развивают различные интеллектуальные качества: внимание, память, воображение, пространственное представление.
Все эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Игра – важнейшая форма организации детской жизни. К сожалению, это понимают еще не все взрослые. Не всегда взрослые умеют правильно «оснастить» игру ребенка игрушками, не играют вместе с ними, не учат его правильным действиям с новыми игрушками, считая эту игру сугубо самостоятельной детской деятельностью: ребенку куплены игрушки – пусть играет. Но это неправильно. Нельзя пускать игру ребенка на самотек, нужно формировать ее умелым личным участием, а при подборе игрушек нужно обязательно учитывать интересы ребенка, его замыслы.
Сделаем вывод: игры полезны и нужны детям, дети могут играть с игрушками и без них. Но для большинства игр игрушки необходимы.
Игры и игрушки – не личное дело ребенка, это общее дело семьи, где старшие учат младших, младшие помогают старшим, где все живут общими интересами. Игры имеют огромное значение в формировании личности ребенка.
Е.А. Коссаковская
«Игрушка в жизни ребенка»
С.В. Чиркова
«Родительские собрания в детском саду»