Отмечается тенденция увеличения количества детей с различными отклонениями в разных странах, в том числе и в Беларуси. Количество детей с особенностями психофизического развития в нашей стране составляет 7,64% от общего количества детского населения РБ.
Продолжает сохраняться оптимизация сети учреждений специального образования: с одной стороны, характерно закрытие специальных школ и школ-интернатов, с другой стороны, – возникновение и расширение сети центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
Характерной для системы специального образования Республики Беларусь чертой является получение образования большинством детей с ОПФР в учреждениях основного образования.
Если обратиться к словарю, то мы найдем определения:
Интеграция (от лат. integratio – соединение) — процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.
Инклюзия (калька с англ. inclusion) — включение, добавление, прибавление, присоединение.
Критический анализ содержания понятий говорит о более узком содержании именно термина «инклюзия».
Однако, правильнее, по-видимому, акцентировать внимание не столько на терминологических несовпадениях, сколько на сути осуществляемых преобразований.
Философия инклюзии основана на проблемах прав человека, его индивидуальной свободы, возможностей выбора и доступа. Инклюзивное общество должно давать возможность каждому члену общества сделать свой выбор по всем аспектам повседневной жизни. Поэтому, по мнению многих исследователей, имеет гораздо более глубокое воздействие, чем интеграция.
Сравнивая процессы интеграции и инклюзии, исследователи указывают на их отличительные особенности. Отличие в подходах, т.о., состоит в признании необходимости изменения общества, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не только они адаптировались к требованиям общества.
Белорусские исследователи, в частности, А.Н. Коноплева отмечает, что не следует рассматривать интеграцию и инклюзию в противопоставлении и строгой дифференциации. Действительно, «инклюзивный подход предполагает более широкий круг действий и инициатив. Следует согласиться с тем, что концепция интеграции отражает создание специальных условий для детей с особенностями развития в рамках существующей системы образования. Концепцией же включения предполагается создание школы для всех учащихся в соответствии с потребностями всех и каждого и создание обществом возможностей для наиболее полной реализации ими своих потребностей».
Т.о., правомерно рассматривать интеграцию и инклюзию как две фазы одного процесса.
Инклюзивное образование является одним из ведущих преобразований последних десятилетий в мировом образовательном пространстве. Актуальность инклюзивного обучения всех детей обусловлена рядом таких факторов:
· реализация принципа гуманизации образования предполагает взгляд на личность каждого ребёнка (вне зависимости от её особенностей, в том числе и нарушений в развитии) как на высочайшую ценность и создание необходимых условий для её развития;
· обеспечение фундаментального принципа социальной политики государства в сфере образования предполагает свободу и право выбора каждым учащимся места и способа обучения, что для детей с особенностями психофизического развития означает возможность включения в образовательный процесс в учреждениях основного образования;
· развитие инклюзивных процессов в обществе и образовании делает необходимым расширение и углубление профессиональных компетенций педагогов, работающих в учреждениях основного образования.
22.07.2015 утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, которая представляет систему взглядов на принципы, цели, задачи, приоритетные направления и механизмы развития инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития в национальной системе образования. Концепция исходит из признания исключительной роли образования как социального института в становлении личности, ее социализации, важности инклюзивного образования для формирования инклюзивного общества, в котором особенности каждого его члена рассматриваются как потенциал для развития, как априорная ценность, придающая обществу многообразие и способствующая его совершенствованию.
раскрыть » / « свернуть